Франшиза является передачей франчайзером для франчайзи права на товарный знак, марку, технологические решения за паушальный взнос. Кроме того, может предусматриваться выплата роялти в форме фиксированного размера или определенного процента от доходной части либо оборота.
При покупке франшизы не предполагается создание за франчайзи готового бизнеса. Покупатель просто получает право на пользование брендом, а вопросы поиска места нахождения, осуществления ремонта, найма работников, наработки клиентской базы придется решать самому. При этом в данных вопросах ему может помогать франчайзер, но именно покупатель отвечает за успешность и прибыльность бизнеса.
Избегание рисков в процессе покупки франшизы
Установка реальной экономической целесообразности сделки является первым, что требует повышенного внимания. Франчайзи должен просчитать потенциальное количество клиентов, оборот, получаемую прибыль при открытии, к примеру, кафе, торговой точки или детского сада под брендом франчайзера. Это он может делать либо сам, либо с помощью своих специалистов бухгалтерского, юридического дела, а также экономиста.
В рамках данной стадии нужно получить наиболее возможное количество данных от франчайзера, определяемых планом или финансовой моделью. При этом следует учитывать, что зачастую данные сведения не соответствуют реальному положению дел. Цена затрат может быть гораздо снижена, при этом могут отсутствовать траты, которые установлены в законодательных актах, СНиПах и ГОСТах. Поэтому нужно еще до оформления покупки осуществить перепроверку этих данных и вместе с нанятыми специалистами рассчитать цену открытия бизнеса, инвестиционных вложений, времени, которое понадобится на окупаемость, и решить другие важные нюансы. Все это должно совершаться при учете различных факторов, таких как характеристики расположения (имеются ли конкуренты), сезонность, затраты неофициального характера.
Как проверяется договор франшизы?
Процесс оформления договора в наиболее частых случаях предусматривает составление франчайзером готового документа. При этом зачастую можно вносить только поверхностные корректировки, без изменения основных условий. Однако имеются определенные нюансы, которые требуют особого внимания.
В отечественном праве нет никаких положений о договоре франшизы (коммерческой концессии). Регистрация франчайзером товарного знака предусматривает заключение франшизного договора при обязательности официального оформления перехода права на этот знак в Роспатенте. При отсутствии регистрации товарного знака производится оформление лицензионного договора, который обычно имеет предварительную форму. Ведь, как правило, франчайзер все равно в итоге регистрирует товарный знак на себя.
Средняя длительность процесса перехода такого права по Москве составляет до двенадцати месяцев. В рамках регистрационного этапа могут появляться проблемы с ФНС, связанные с оплатой роялти в качестве определенных затрат. При этом имеется точка зрения относительно непринятия во внимание роялти в качестве затрат до момента регистрации.
При появлении конфликтной ситуации будет иметь значение только договор, который подписывается его участниками. Какие-либо договоренности устной формы или переписка учитываться не будут.
В обязанность франчайзи входит установление для себя возможности выхода из заключенной сделки, определение несущихся им издержек и штрафов, а также возможность расторжения договора.
В рамках договора коммерческой концессии обычно производится регулирование вопросов
Договором коммерческой концессии, как правило, должны регулироваться следующие вопросы:
Установление стоимости обучения сотрудников франчайзи
Существует возможность отдельного прописывания стоимости обучения и не включения ее в сумму роялти.
Какие требования предъявляются к дизайну помещений, соцсетям, интернет-ресурсу, униформе работников, упаковке продукции.
Обычно, указание требований к дизайну и оформлению осуществляется в брендбуке.
Как регламентируются выполняемые работы?
По определенным договорам регламентация осуществляется по вопросам как рабочего режима, так и взаимодействия с заказчиками. При этом могут даже подлежать прописыванию отдельные фразы обращения продавца или менеджера к своим клиентам.
Какие имеются регламентационные положения для поставщиков и подрядных организаций?
Регламентации могут подлежать подрядчики и поставщики, что обусловливается стремлением франчайзера по извлечению дополнительного дохода.
Какие устанавливаются затраты на рекламу?
Рекламные и маркетинговые взносы могут предусматриваться в качестве отдельного договорного пункта. Они могут определяться фиксированным размером или варьироваться в диапазоне от 1 до 3% от получаемой прибыли.
Владение сайтом, аккаунтом в социальных сетях
Нужно определиться с тем, есть ли у франчайзи право владения своим ресурсом в Интернете, аккаунтом в соцсетях или имеется только возможность размещения на площадках, которые принадлежат франчайзеру. Особая важность данного пункта обусловлена тем, что при не владении покупателем данными каналами продаж и ограниченности прав на свои каналы, дополнительное привлечение клиентов станет достаточно проблематичным делом.
Имеется ли защита от конкуренции?
В договорных пунктах должен определяться район, на территории которого у франчайзи имеется право на ведение собственного бизнеса. Также должно быть прописано ограничение права франчайзера на продажу подобной франшизы в определенной близости.
Какие предусмотрены штрафные санкции, пени и неустойки?
Следует учитывать необходимость в прописывании для обеих сторон договора неблагоприятных последствий за его нарушение. Наличие зеркального характера можно назвать хорошим тоном.
Актуальность всех названных требований имеется не только для крупных сетей, что обусловлено возможностью внесения в договор с ними минимального количества проверок. Они актуальны также и для мелких сетей, которые находятся только в стадии развития. Также фиксируется наличие особых рисков, относящихся к покупке франшиз, при которых одним из первых клиентов является потенциальный франчайзи. При этом можно оказаться перед ситуацией отсутствия прописывания франчайзером условий договора и выстраивания механизма обучения, а также несоответствия его бизнес-плана и модели финансового управления с текущим положением дел.
Однако важной рекомендацией на любой случай является личное взаимодействие с другими франчайзи, проверка данных относительно судебных споров, имеющейся у франчайзера задолженности. Банкротство франчайзера может иметь своим последствием ликвидацию юридического лица, прекращение сделки покупки франшизы и переход права на товарный знак к третьим лицам.
Компания Хатон.ру осуществляет деятельность по созданию договоров франшизы, сопровождению и проверке сделок. У нас работают лучшие адвокаты и юристы, которые смогут успешно решить все ваши проблемы. Поэтому обратившись к нам, вы будете удивлены результатами проделанной нашими специалистами работы. Портфолио нашей компании состоит из многих кейсов по защите в судебной инстанции франчайзеров и франчайзи.